Романтическая и красивейшая советско-итальянская драма от выдающегося режиссера Витторио Де Сики («Брак по-итальянски») с божественной Софи Лорен и харизматичным Марчелло Мастроянни в главных ролях. В 1971 году фильм был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший оригинальный саундтрек». Люди не перестают влюбляться даже во время войны.
Подсолнухи, 1970. Источник: wikipedia.org
Бурный роман прекрасной Джованны и солдата Антонио пришелся на разгар Второй мировой. Страсть их была столь горяча, что после пары встреч они решили пожениться. Спустя несколько дней новоиспеченному мужу пришлось покинуть супружеское ложе и отправиться выполнять свой воинский долг на Восточный фронт, в далекую Россию, где вскоре он пропадает без вести. Дождавшись окончания войны, безутешная вдова решает отправиться на поиски любимого. Каково же было ее удивление, когда, приехав в Россию, она обнаруживает, что ее Антонио жив-здоров и совсем по ней не скучал. Какие еще сюрпризы ожидали Джованну и сможет ли она вернуть загулявшего мужа, можно смотреть онлайн в фильме «Подсолнухи».
Или можно посмотреть если перейти по ссылке: здесь
Скандал
На этапе монтажа фильма разгорелся скандал. Советская сторона требовала убрать сцену с Софи Лорен на кладбище.
Итальянский режиссер вернулся в Италию. Сцену в фильме оставил. Премьеру перенес из Москвы в Рим.
Почему советские чиновники так настойчиво хотели удалить эту сцену, а итальянцы так отчаянно сопротивлялись?
Познакомимся с фильмом
Фильм “Подсолнухи” I Girasoli был снят в 1970.
Фильм — совместное производство Италии и СССР.
Режиссер и актерский состав
Режиссер-итальянец: Витторио Де Сика (2 премии “Оскар” за лучший иностранный фильм).
Актерский состав:
Софи Лорен
Марчелло Мастроянни
Людмила Савельева
Почему подсолнухи?
Они выросли из убитых. Из советских, немецких, итальянских солдат, партизан и вообще всех погибших на войне людей.
Подсолнух — общий уравнитель. Он растет и из тех, кто защищал свой дом, и из тех, кто вторгся в него.
Почему люди воевали
Итальянцы выступали на восточном фронте на стороне гитлеровской Германии. У них был свой диктатор-фашист — Муссолини.
В то время быть итальянцем значило быть фашистом. Быть немцем — фашистом. Быть советским человеком — коммунистом, сталинистом. Не было возможности выбирать. Или скорый суд и самый суровый приговор.
Не мог выбирать и герой Мастроянни — сельский электрик и убежденный холостяк. Пришлось даже жениться, чтобы не отправили на фронт в Африку. В итоге отправили в СССР.
Советские войска разбивают итальянскую армию
Зимой 1943-го на Дону советские войска перешли в наступление, смяли итальянскую армию и обратили ее разрозненную в бегство.
В фильме этот исторический момент показан в рассказе сослуживца Мастроянни.
80 тысяч итальянских солдат попало к нам в плен.
В том же году осенью Италия официально выходит из войны.
Итальянских солдат и офицеров, которые отказались перейти на службу Германии, немцы сгоняют в лагеря. Расстреливают их десятками тысяч.
Невозвращение
Для итальянцев этот фильм стал выражением их особой национальной боли.
В 1946 году Советский Союз возвращает около десяти тысяч итальянских военнопленных на родину.
А где же остальные, ведь в плен попало около 80 тысяч? Этот вопрос будет долго лихорадить итальянское общество.
Они продолжают томиться в лагерях? Их расстреляли как сделали это немцы? А может быть они обзавелись русскими женами с красивыми светлыми волосами и голубыми глазами и обрусели?
В фильме показан последний из перечисленных — самый романтический вариант из возможных. На самом деле они все неверные.
Но об этом итальянцы узнают намного позже, когда распадется СССР и откроются засекреченные архивы.
Плен
Правда была простой и страшной.
Итальянцы погибли во время переброски в лагеря от голода и обморожений.
В 43-м году советские войска начинали переходить в наступление, и военнопленных были сотни тысяч.
Их спешно перебрасывали в далекий тыл, в Сибирь, на Колыму — старались поскорее увести подальше от мест боев.
Шли пешком по морозу, снабжение было скудным. Смертность среди итальянских военнопленных была вдвое выше, чем среди немецких. Да и по прибытию, в северных лагерях не было отопления, медикаментов. В 43-м кормить военнопленных было почти нечем.
Очевидцы
В 46-м году мы отпускаем 10 тысяч выживших итальянцев. Было понимание, что их рассказы про советскую военную и послевоенную действительность будут разрушительны для международного имиджа СССР.
Возможно коммунистическая партия Италии проигрывает выборы в 48-м году именно по этой причине.
Некоторые из выживших напишут воспоминания, где назовут этот зимний поход военнопленных на восток России маршем “Davaj” — “давай”. Этим словом их подгоняли конвоиры.
И еще подсолнухи
Есть и второе значение символа подсолнухов в этом фильме. Это дети. Дети людей перепаханных войной.
— Давай хотя бы не будем портить будущее нашим детям, — говорит героиня Софи Лорен человеку, которого любит.
Представим себе, что это кино — совместное производство двух стран — Италии и России — примиряет нас между собой, и с самими собой. Будем просто знать и помнить. И всегда искать мирные пути.
Исторические справки даны по книге: “Итальянские военнопленные в СССР. 1941-1954” Мария Тереза Джусти